«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский

Читать надо начинать с первых лет жизни. Выбрать удобное место, следить за тем, чтобы свет падал на книгу с левой стороны. Читая малышу, вы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете его словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями!

Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться - перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Одна из особенностей семейного чтения состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет: родителям глубже понять своего ребенка; сплотить семью через чтение художественных произведений;  развивать индивидуальность ребенка, его нравственные основы. Эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:  

Родители должны находить время для чтения с детьми. Значение чтения ради удовольствия должно признаваться семьёй как важная часть процесса семейного чтения.  Дети не должны стесняться показывать, что им нравится читать, слушать и рассказывать о книге. Чтение дома должно поддерживаться и поощряться детским садом, библиотекой и родителями.

Зачем нужны книги?  Помогают познавать искусство слова и живописи благодаря иллюстрациям.  Прививают навыки слушания. Помогают подготовить ребёнка к процессу обучения чтению. Развивают кругозор и эмоциональную сферу. Помогают развивать воображение.  Помогают развивать особую связь между ребёнком и родителями. Доставляют ребёнку удовольствие. Когда читать? Выбирайте время, когда ребёнок в хорошем расположении духа.  Выделяйте несколько минут, но каждый день. Приучайте ребёнка «ждать» время для чтения.  Читайте в любом месте. Утешайте ребёнка, показав ему красивую книгу, если он расстроен или капризничает. Не отказывайте ребёнку, если он просит почитать. Зачем читать?  Благодаря чтению развивается речь ребёнка и словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Чтение развивает мышление. Из книг ребёнок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и журналов ребёнок узнаёт о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории, и обо всём, что его интересует. Книги позволяют ребёнку познавать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и эпох, и, видя, что их чувства и мысли похожи на наши, дети лучше понимают и избавляются от предрассудков. Хорошую детскую книгу можно читать вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному обогащению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности.

Книга объединяет поколения. Чтение – самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребёнка. Как читать? Выбирайте удобное место. Читайте наизусть стихи, которые сами помните с детства. Берите книги, которые можно давать ребёнку держать в руках.  Читайте с выражением. Давайте ребёнку самому выбирать книгу. Перечитывайте любимые книги. Читаем снова и снова… Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Что делать в таком случае?

Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги. Так что, если книга вызывает удовольствие ребёнка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему её столько раз, сколько ребёнку этого хочется. Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем: - Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и, начиная с раннего возраста, приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывания ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.

Категория
Родителям