Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 17

Учитель – логопед Н.А. Касьянова

«Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более инте-ресная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов…»
К.Д.Ушинский

Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра - не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Именно в игре, как ведущей деятельности дош-кольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития разно-образных психических свойств и процессов. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. У большинства из них нарушены память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную речь, не делают выводов. Нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль. Из выше ска-занного мы видим, что необходимость проведения речевой коррекции с дошколь-никами через игру очевидна. 

Речевые игры - это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятель-ности детей и опирающийся на особенности их речевых расстройств. 

Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с дру-гом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро за-крепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтере-сные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увле-кательное занятие.

Используя с детьми речевые игры на занятиях, нужно помнить, что игра дол-жна увеличивать мотивацию ребенка к речевому высказыванию, стимулировать на-копление и развитие у него речевых навыков. Каждое такое занятие должно но-сить характер учебно – игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть яр-ким, запоминающимся, привлекать ребенка, вызывая у него живой интерес и по-рождать радостное ожидание новых занятий. Работа должна идти последовательно и постепенно, от простого к сложному. Учитывая повышенную утомляемость, не-устойчивость внимания детей с нарушением речи, необходимо в течение занятий менять вид деятельности, используя игры с мячом, игры с движением, игры – сказки и др.

В своей работе мне часто приходится использовать речевые игры, которые так же могут применять на занятиях воспитатели детских садов и других детских учре-ждений.
Все речевые игры условно делятся на игры:

- по формированию правильного звукопроизношения;
- по развитию фразовой речи;
- по формированию навыков словообразования;
- по формированию грамматического строя речи;
- по формированию связной речи.

Цель игр по формированию звукопроизношения заключается в том, чтобы на-учить ребенка правильно произносить уже поставленный звук, то есть автомати-зировать и дифференцировать его, что является зачастую длительным периодом. Именно эта проблема, заключающаяся в длительном периоде работы и многократ-ном повторении одного и того же речевого материала, утомляющая ребенка, ста-вит использование речевых игр во главу угла. Для примера можно привести наи-более полюбившиеся детям игры:

Звуковые шапочки.
(игра для автоматизации звуков Ш, Ж)
Цели:
- четкое изолированное произношение звуков;
- развитие навыков звукового анализа;
- обучение составлению и чтению прямых и обратных слогов;
- различение речевых и неречевых звуков;
- совершенствование зрительно-моторной координации.

Ход игры.

В игре принимают участие двое детей. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки.
По инструкции воспитателя: «Солнышко поднимается, гусь и жук просыпаются», ребята двигаются по комнате, изображая жужжание жука: «жжж»… и шипение гуся: «шшш»… По сигналу колокольчика дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Напри-мер, жук «ле-тит и жужжит». Останавливаясь на цветочке с буквой «А», ребенок произносит слог «жа». Гусь « идет и шипит». Останавливаясь на листочке с буквой «О», он произносит слог «шо».
Игра продолжается до тех пор, пока не будут составлены все возможные слоги.

Логопедическое домино
(игра для автоматизации звука Р )
Цели:
- автоматизация звука Р, находящегося в словах в разных позициях;
- согласование числительных с существительными в роде;
- развитие звукового анализа слов;
- формирование навыков самоконтроля за собственной речью;
- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры.
Игра проводится по принципу домино. В ней могут принимать участие 2-4 ре-бенка. Карточки делятся поровну между всеми игроками. Выбрать с помощью считалки того, кто будет начинать игру.
Предложить первому игроку выложить любую из своих карточек и назвать изображенные на ней предметы, например: радуга – ракета. Следующий участник подбирает и выкладывает одну из своих карточек так, чтобы изображения на ней и карточке предыдущего игрока совпали с одной или с другой стороны, напри-мер: ракета - гитара.
Если подходящей карточки у игрока нет, то ход передается следующему иг-року. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других, не останется ни одной кар-точки.
Усложненный вариант. «Сколько всего?»
Выкладывая свои карточки, участники игры называют количество изображенных предметов – своих и предыдущего игрока. Например, «одна ракета и одна раду-га», «одна ракета, две радуги и одна гитара».

Жадный кот.
(игра на дифференциацию звуков Ш –Ж)

Цель: дифференциация звуков Ш – Ж в предложении.
Ход игры.
Выбирается водящий. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жад-ный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети - мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети два-жды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мы-шей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5 – 10 раз слова «тише» и «ближе».
Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.

Спрячу куклу Машу.
(игра на дифференциацию звуков Ш-Ч)

Цель: дифференциация звуков Ш – Ж в тексте.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Ведущий держит в руках куклу и гово-рит, что кукла Маша сейчас спрячется, а кто-нибудь один из детей будет ее ис-кать. Ребенка, желающего искать куклу, отправляют в другую комнату, а куклу прячут. Ребенок возвращается, дети говорят:

Спрячем куклу Машу,
Спрячем куклу нашу.
Валя к кукле подойдет,
Валя куколку возьмет.
С куклой Машей
Валечка попляшет.
Хлопнем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
Ребенок находит куклу, пляшет с ней, остальные дети хлопают в ладоши.

Целью формирования фразовой речи является обучение детей выделению в предмете свойств, признаков и определению действий, которые предмет может со-вершать. Именно это и составляет основу для построения высказывания о каком - либо предмете. (Какой это предмет? Что он может делать? Как он это делает?). В дельнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начина-ют ими пользоваться самостоятельно.

игра «Что с чем?»

Цель: Учить правильному употреблению имен существительных в единственном числе, творительном и родительном падежах.
Оборудование: Любые предметы необходимые в быту (ключ, тарелка, чашка, ложка, платок и др.)
Ход игры. Ребёнку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, чем можно вытереть нос и т.п. Вызванный ребёнок выбирает предмет и строит с ним предложение «Суп едят из тарелки».

Составь предложение.

Цель: учить детей правильно склонять существительные (винительный, предлож-ный, творительный падежи).
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры.
Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, воспитатель говорит: « Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» Ребёнок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос фразой: «Вова взял с собой санки» или «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» - «Нина вытер-ла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» - «Оля стала есть суп ложкой». «Дедушка и Митя собирали в саду яблоки. Куда они клали ябло-ки?» - «Дедушка и Митя клали яблоки в корзинку». Свой ответ ребёнок сопро-вождает показом соответствующей картинки.

Формирование навыков словообразования является важной составляющей в ра-сширении и обогащении словарного запаса детей с речевыми нарушениями.
Словарь этих детей отличается бедностью, недифференцированностью, малым ко-личеством включенных в речь глаголов и прилагательных. Одну из значительных трудностей представляет усвоение детьми навыка образования относительных при-лагательных. Дети часто образуют прилагательные, не свойственные русскому язы-ку: стекловый стакан, мехонная шапка, кожевая перчатка, клюковый сок.
Начинать работу по данной теме лучше с освоения прилагательных, соотне-сенных с продуктами питания (яблочный, рисовый, рыбный и т.д.), так как эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи.
В качестве фрагментов воспитательских занятий по развитию речи можно ре-комендовать следующие игры:

В гостях у Винни - Пуха

Цель: Формирование навыка образования относительных прилагательных, согла-сование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словар-ного запаса.
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов и ягод, грибов, плакат формата А3, в центре которого пирог, конфеты, банка варенья, мороже-ное, пастила и т.п. Детям пяти лет даются предметы мужского и женского рода
в единственном числе, для более старших добавляются предметы среднего рода
и множественного числа.
Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки:
- Что приготовил Винни - Пух для гостей?
- Какой получится у Вини – Пуха сок? (сливовый, грушевый, виноградный и
т.д. ).
- Какая начинка у пирога? (малиновая, вишневая, грибная.)
- Какие конфеты купил Вини – Пух? (шоколадные, сливочные, лимонные.)

Поварёнок

Цель: Формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире.
Оборудование: картонные шаблоны в виде кастрюлек с прикрепленными к ним целлофановыми пакетиками, наполненными различными сыпучими продуктами: вермишель, крупы, горох, фасоль.
Ход игры. Логопед раздает детям картонные кастрюльки и приложенные к ним пакетики. Это дает возможность увидеть различные крупы (пшенную, манную), уточнить названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить, срав-нить, чем вермишель отличается от макарон, горох от фасоли и т.д.
Затем дети образуют относительные прилагательные: вермишелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Образованные прилагательные вводятся в предложения различ-ных моделей: «Из гороха можно сварить гороховый суп.», «Я положу рис в кас-трюлю и сварю рисовую кашу.»

Работа по формированию грамматического строя речи тесно связана с рабо-той над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе. Сами же словоформы связываются по законам грамматики. Работая в этом напра-влении важно обратить внимание как на связь слов (согласование, управление, при-мыкание), так и на участие в этих связях служебных слов, в том числе и пред-логов. Используя в своих занятиях игры по формированию грамматического строя, воспитатель учит правильно строить детей предложно - падежные конструкции, что имеет огромное значение в подготовке ребёнка к школе.

Веселые машинки

Цель: Обучение детей использованию в речи предлогов и приставочных глаголов.
Оборудование: игровое поле с дорогами, гаражом, мостом и т.д., выполненными способом аппликации. Игрушечные сборные машинки из киндер – сюрприза.
Ход игры.
Игру предваряет беседа о дороге, о транспорте. На игровое поле выставляются 5-6 машинок (по количеству игроков). Воспитатель предлагает рассмотреть и опи-сать расположение машин на игровом поле.
Например: за гаражом, под мостом, на горке.
Если дети затрудняются, воспитатель четко произносит нужные фразы, выделяя предлоги, и просит повторить текст.
Игроки меняют местоположение машин и составляют предложения по «требова-нию» воспитателя. Сигналом остановки служит звук свистка или жест «регулиров-щика» с игрушечным жезлом.

Умный мяч

Цель: Учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Оборудование: Мяч.
Ход игры.
Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом живот-ное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое – либо действие этого животного.
Например: Корова – мычит.
Лягушка – квакает.
Кошка – мяукает.
Волк – воет.
Собака - лает и т.п.
Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.
Например: Врач – лечит.
Художник – рисует.
Повар – варит.
Пожарник – тушит.
Плотник – строгает и т.п.
Ведущий называет имя ребёнка. Поймавший мяч называет какое - либо дей-ствие его.
Например: Ваня – катается.
Маша – играет.
Коля – прыгает.
Света – бегает и т. д.

Рыболовы

Цель: Закреплять умение согласовывать числительные с существительными.
Оборудование: Удочка с магнитом, 20 бумажных рыбок, коробка – море.
Ход игры:
Рыбки находятся в коробке – море посередине стола. Воспитатель вызывает детей по одному, и предлагает поймать рыбок. Выловленных рыб ребенок считает: «Я поймал одну рыбку.» или «Я поймал две рыбки, пять рыбок.»
Кому удастся поймать больше всей рыбок и правильно составить предложение, тот и победитель

Игры по формированию связной речи проще всего начинать с игр – инсцени-ровок в форме диалогов, т.к. они быстро вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т.д. В ходе инсценировок лексический материал повторяется, закрепляется, активизируется. Попутно уточняет-ся и расширяется значение слова, дается представление о его переносном значении.
Особенно хорошо речевой материал помогают отрабатывать логосказки. Для их по-становки подходят различные виды театров с использованием фигурок на фланеле-графе, на песке, просто на столе (дети любят манипулировать этими персонажами и с большим удовольствием вспоминают содержание диалога или рассказа). Логосказ-ки, безусловно, способствуют формированию связного высказывания, расширению словарного запаса, социально – эмоциональному развитию, а так же воспитывают любовь к людям, природе, животному миру.
Декорациями могут служить объемные ширмы, мини-макеты, дидактические по-собия: сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, развивающие настольные игры, кубики с сюжетами сказок.
Составление рассказа или сказки по серии сюжетных картинок является одним из первых разделов в формировании связной речи. По ним легко устанавливается последовательность действий.
Составить связный рассказ по сюжетной картинке гораздо труднее. Поэтому сначала надо учить детей рассматривать картинку, отмечать детали, далее уточня-ется словарь по теме предложенной картинки, формируются понятия, закрепляются значения слов. После этого воспитатель должен направить внимание детей на дей-ствия персонажей и помочь им составить рассказ или сказку.

Отдельно хочется остановиться на логоритмических упражнениях, которые так же представляют большой интерес для воспитателей. Эти упражнения в стихо-творном варианте с сопутствующими движениями можно использовать в разных ви-дах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки. Логоритмические упражнения носят разнообразною коррекцион-ную направленность: для нормализации темпа и ритма речи, для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения. Стихи соотносятся с движением руками, но-гами, туловищем с ритмом речи. В таких упражнениях обязательно есть сюжетная линия и действующее лицо, что исключает механические движения и воспитывает у детей понимание логической связи между текстом и движением. Совместные дей-ствия со сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом. В этих упражнениях содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с недоразвитием речи, у которых образование глогольных форм вызывает определенные трудности.
В качестве примера привожу логоритмическая игры - упражнения:

Весёлый ручеёк

Ручеёк в лесу бежал
И зайчонка повстречал.
Тра-та-та, тра-та-та - дети ритмично постукивают
Лапками по пню стучал. ладонями по ногам.
Ручеёк зайчонку вторит:
-Дзынь, дзынь, дзынь, ритмично « выбрасывают»
-Дзынь, дзынь, дзынь. пальцы из сжатого кулака
Колокольчик их услышал:
-Динь, динь, динь, ритмично покачивают головой
-Динь, динь, динь.
Белочка спустилась с ветки
И орешками – хрум, хрум. ритмично щелкают пальцами
Тук –тук – тук –с берёзы дятел. постукивают кулачком о кулачок
Ах, какой поднялся шум.

Надоедливые мухи

Чай душистый пьем, пыхтим:
- Уф –уф – уф, уф – уф – уф. дети ритмично потирают ладонь о ладонь
Отгоняем веткой мух. горизонтально.
Мух – мух –мух / 2 раза ритмично помахивают рукой.
А они в варенье сели
Ели –ели, ели – ели. ритмично постукивают пальцами о ладонь.
Так нам мухи надоели!
Мы варенье быстро съели. имитируют движение ложкой.
Это лишь примерный перечень речевых игр, используемых для развития речи у дошкольников. Все эти игры помогу детям сделать утомительный этап автома-тизации, дифференциации, формирования грамматических конструкций интересным и увлекательным.
Дети с удовольствием будут участвовать в занятиях, а следовательно, повы-сится и эффективность работы.

Используемая литература:

1.Е.П.Ивченко. Игры в коррекционной работе логопеда. – Дошкольная педагогика, СПб-2014г.
2. Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук. Мяч и речь. - СПб – 2001г.
3. В.И.Селиверстов. Речевые игры с детьми. – Москва, 1994г.
4. О.Е.Громова. Инновации - в логопедическую практику. – Москва 2008г.
5. Л.Я.Гадасина, О.Г.Ивановская. Звуки на все руки. – СПб, 1999г.
6. Е.А.Алябьева. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. –
Москва, 2005г.





 

Категория
Родителям