Тема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней ..

Кроме того, что открылось много частных и полукоммерческих детских садов, школ, различных центров, в которых наряду с другими специалистами работают и логопеды, и в обычных государственных учреждениях контингент родителей также поменялся. И это касается не только материальной обеспеченности. Другим стало отношение многих родителей к образованию своих детей. Причем, к сожалению, не только в лучшую сторону. Можно выделить следующие взгляды на данную проблему:

  • родные (чаще - бабушки) хотят дать своему ребенку все, чего не могли когда-то получить сами. Материальный достаток, как они считают, теперь позволяет сделать это. В результате, не обращая внимания на объективные речевые, а часто и психологические проблемы ребенка, его с самого раннего возраста отдают в различные прогимназии, пролицеи и т.д., где он зачастую получает ненужный багаж знаний, а насущные задачи своевременно не решаются. Таким образом, к моменту поступления в школу речевые проблемы усугубляются, и уже в 1-м классе ребенок делается отстающим учеником со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • родители, имеющие высокий достаток и считающие, что за деньги можно купить все, устраняются от работы с ребенком. Их подход к специалистам таков: «Я заплачу любые деньги, только не вмешивайте меня в это, мне некогда». Я считаю  этот вариант одним из самых сложных. Технически работа может быть выполнена блестяще, но при отсутствии поддержки родных ребенок не закрепляет результат, не имеет заинтересованности, его окружает крайне неблагоприятный психологический фон;
  • родители, которые не только заинтересованы в своевременной помощи своим детям, но и очень ответственно подходят к этой работе. Как говорят специалисты, с такими родителями сотрудничать - одно удовольствие. Эти мамы, и все чаще - папы, интересуются методической и популярной педагогической и психологической литературой, много читают, но при этом очень взвешенно подходят к применению каких-либо приемов в отношении своего ребенка. Они нередко приходят к логопеду ДОУ, советуются, вносят свои предложения. К выполнению домашних заданий такие родители подходят очень творчески, и, конечно, результат работы в таких семьях намного лучше, чем в других. Здесь только одна опасность, от которой должен уберечь молодых родителей специалист, - чрезмерное увлечение новомодными непроверенными педагогическими технологиями;
  • родители, составляющие основную массу (хотя их стало все же меньше), которые недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и потом все пройдет. Они приводят массу оправданий речевым недостаткам своих детей, припоминая всех родственников, которые в детстве тоже плохо говорили. 

После неоднократных напоминаний такие родители иногда будут выполнять задания и рекомендации логопеда, ходить на консультации к специалисту. Объяснения у них обычные, и вроде бы объективные (нехватка времени, зарабатывание денег, проблемы со здоровьем), но когда им подсказывают, как можно хотя бы 10 мин в день посвятить своему ребенку, они и тут находят причины для ничегонеделания;

  • родители совсем не обращают внимания на своих детей, что происходит в так называемых неблагополучных семьях. Здесь задача специалистов оказать ребенку максимально возможную помощь без поддержки родственников;
  • есть еще немало семей, выбивающихся из общего ряда (религиозные, беженцев, педагогов, неполные), и к каждой необходим очень взвешенный и дифференцированный подход.

Как же логопед  должен построить свою работу? С чего начать?

В первую очередь нужно установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями. Только когда логопеду доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он все сделает для ребенка, с ним будут плодотворно сотрудничать.

Логопед должен четко обрисовать общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представить несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных, рассказать об общих правилах режима МАДОУ и объяснить, почему их обязательно нужно выполнять. Родители сразу должны уяснить важность своего участия в общей работе.

Конкретно о каждом ребенке лучше говорить в индивидуальной беседе, даже если родители не против озвучивания своей проблемы при всех. Как показывает практика, в дальнейшем из-за этого могут возникнуть трудности.

В первые две недели учебного года логопед проводит полное обследование ребенка для уточнения диагноза, выявления психологических особенностей. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой логопед ближе знакомится с условиями проживания ребенка, его окружением, собирает анамнестические данные. Некоторые логопеды в целях более полного сбора информации на первом собрании раздают родителям большой вопросник, чтобы на индивидуальной встрече уже был предмет для обсуждения.

В середине октября проводится следующее собрание, на котором родители знакомятся с результатами завершенного обследования, и логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь. Затем, в течение учебного года, проводятся как минимум еще два родительских собрания с различной тематикой. Кроме того, опытные логопеды 1-2 раза в месяц устраивают общие консультации по проблемам детей, которые проходят по типу родительской школы.

Также не менее 2 раз в месяц, а в наиболее тяжелых случаях - 1 раз в неделю необходимы индивидуальные консультации для родителей. Они должны знать, чем в данное время занимается их ребенок. По этой же причине  устраиваются для родителей открытые фронтальные занятия, приглашаться  на индивидуальные занятия. Видя проблемы своего ребенка воочию, родители по-иному начинают относиться и к ним, и к нелегкому труду логопеда.

Особый разговор о домашних заданиях, которые логопед будет давать детям. С самого начала необходимо очень четко понимать роль родителей в их выполнении. Здесь может быть две крайности: одни ретивые родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным.

Родители должны понимать, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются прежде всего на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в коем случае не делать задания за детей. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману - потом это обернется против самих родителей.

Нужно, чтобы дети в понедельник обязательно приносили тетрадь логопеду, даже если домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминать родители. Но они, зачастую, относятся к этому очень легкомысленно. Необходимо, чтобы они усвоили следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.

Самое главное, что должны понять родители, - без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.

Категория
Родителям