Пошаговая работа по созданию музыкальной сказки

Шаг первый:   Введение в мир волшебства.

Задачи:

  1. Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через чтение, просмотр фильмов, посещение театров, прослушивание музыкальных произведений на сказочные темы.
  2. Развивать слуховое внимание, воображение, способствовать всестороннему

речевому развитию (речевое общение, литературная речь, четкость произношения, темп и громкость речи).

Специально  подобранный репертуар и «волшебной музыки», звучащей в сказочной атмосфере, позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный отклик, позволяет рассказывать о своих представлениях, переживаниях, характере звука, тембре, делиться впечатлениями об услышанном. Для прослушивания используется аудио кассета «Мир звуков – образы и настроения» А.И. Бурениной.

Прослушивание музыкальных произведений предусматривает сосредоточение внимания, настрой слухового аппарата

Речевое развитие предполагает освоение звуковой культуры речи (интонация, артикуляция, чистота и точность произношения). При этом музыкальный материал дается в разных формах с музыкальным сопровождением.

  1. Использование элементарного музицирования для передачи чувств и эмоций, характеров и настроений, с использованием  инструментов и инструментов заместителей  для передачи характерных чувств.
  2. Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.

Сказочный образ или действие рождаются в обычной обстановке и возникает необходимость изменить эту обстановку, приспособить окружающие предметы для более яркого отражения той или иной сказочной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Как создать сказочный поезд? Лес? Как сделать дом для трех поросят? И вот обычный стол превращается в избушку, кусок голубой ткани – в речку, гимнастические обручи- в лужи на асфальте. Но самое главное в сказке это все таки сказочный персонаж. Как изменить внешность без специального костюма? Большой красивый платок может стать фатой, вуалью, шлейфом, плащом, если повязать на голову, можно превратиться в бабушку, чалмой – в мага, фокусника и т.д. Возьми в руки прозрачный шарф,-  и ты уже  ветерок, белый – и ты античная статуя. И таким превращениям нет конца.

Чтобы почувствовать себя любимым и известным героем сказки, необходима некоторая помощь педагога. Педагог предлагает наборы предметов, атрибутов, элементов костюмов, из которых ребенок  самостоятельно выберет то, что поможет ему наиболее ярко выразить любимый образ. Набор головных уборов, юбок, жилетов, масок  открывает неограниченные возможности для перевоплощения.
 
Шаг второй:   Введение в атмосферу  конкретной сказки.

  • выбор произведения
  • знакомство с музыкой

Шаг третий:   Создание сценического  пространства.

  • атрибуты, декорации, мизансцены.

Шаг четвертый:  Формирование актерского состава и распределение ролей

Ни для кого не секрет, что дети любят музыкальные занятия. Постигая
окружающий мир, ребенок нуждается в « эмоциональном  насыщении». Пение, слушание музыки, творческие импровизации (вокальные, инструментальные и двигательные) создают условия, в которых каждый ребенок  может  передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды. На музыкальных занятиях  ребенок учится не только словесно выражать свои эмоции, переживания  при обсуждении какого-либо музыкального произведения, музыка позволяет активизировать  мышление, образное восприятие, воображение и фантазию.

В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке.        

Прежде чем заняться постановкой детской оперы, необходимо познакомить детей с музыкальными шедеврами оперного искусства. Наиболее занимательными, а значит и интересными  для детей  являются произведения, созданные на основе сказочных сюжетов.

Музыкальные отрывки  из  опер помогут познакомить детей  со звучанием оперных голосов, оркестра, хора. Беседы о театре  расширят кругозор детей, помогут узнать о  театральных профессиях (художник, режиссер, дирижер, композитор, гример, костюмер, осветитель и даже пожарник), не говоря  уже о певцах и музыкантах.

Для решения задач  по развитию речи и творческих способностей  каждого ребенка необходима интегрированная деятельность всех участников образовательного процесса : музыкального руководителя, воспитателей, старшего воспитателя, логопедов, педагогов дополнительного образования  и, конечно, семьи. Учитывая особенности и интересы детей, важно совместно искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармонического развития.

За что мы любим сказки? В сказках добро всегда побеждает, у сказки всегда хороший конец, но нет конца  в нашей работе. Каждый год на смену выпускникам – «маститым артистам», приходят другие дети -  малыши с распахнутыми  глазами.

Категория
Художественно-эстетическое развитие