Составила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №17 Панченко Т.Ф.
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.
При создании предметно-развивающей среды, мы руководствуемся следующими принципами:
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
- Принцип активности, самостоятельности, творчества
- Принцип трансформируемости
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности
- Принцип эстетической организации среды
- Принцип учета половозрастных различий детей
- Принцип интеграции
- Принцип информативности
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребенок – «снизу», т.е. взрослый «диктует» свою волю, управляет ребенком. При этом полноценный контакт между ними не возможен. Важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой дистанции, другие - на более дальней. В связи с этим планировка группы должна быть такой, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
Принцип активности, самостоятельности, творчества
Ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Например, часть стены в группе предоставляется в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углем, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. В качестве звукового дизайна используются записи звуков природы, классических произведений, которые выполняют функцию психотерапии, успокаивают детей, настраивают на нужный лад. Этот дизайн используется как активный фон в играх, театрализованной деятельности и т.д.
Принцип трансформируемости
В проекте пространственно-развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, красок, поэзии и т.д.).
Принцип эстетической организации среды
Особые требования предъявляются к эстетическому оформлению предметно-развивающей среды (т.к. эстетически оформленная среда, способствует эстетическому воспитанию детей в быту), под которым подразумевается: чистота и порядок, единство стиля, гармония цвета, использование произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели.
Принцип учета половозрастных различий детей
Построение среды с учетом половых различий предполагает предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Принцип интеграции
Предметно-развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Принцип информативности
При создании предметно-развивающей среды педагоги должны предусматривать разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Приступая к оформлению групповых помещений, мы упорядочиваем предметно-развивающую среду: приводим количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями используемой программы; регулируем поло-ролевую адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек; выявляем и стараемся удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности каждой конкретной группы, опираясь на результаты диагностики.
Итак, в каждой группе детского сада мы учитываем:
- возрастные особенности детей,
- социально-психологические особенности детей,
- поло-ролевые особенности детей данного возраста,
- интересы, потребности детей данной группы.
Наряду с этим осуществляется работа по эстетическому оформлению группы, которая делится на два этапа:
1) теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане;
2) практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели.
При этом учитываются психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.
Зрительные ощущения: учитывается освещение и цвет объектов как факторов эмоционально-эстетического воздействия и психофизиологического комфорта. Правильный выбор цветовой гаммы способствует профилактике нервного напряжения. Экспериментальные исследования различных ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благоприятно влияющих на человека. Это зелёные, желто-зелёные, зелёно-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета, т.е. длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Это связано с тем, что абстрактного цвета нет, он всегда встречается как более или менее цветовая окраска предметов. И ассоциативный характер восприятия обуславливает перенос эстетической оценки предметов на цвета, которые этим предметам обычно свойственны. Вышесказанное позволяет рекомендовать окрашивать в синий цвет и голубые тона помещение, в котором есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограничено. При окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, т.к. однообразие быстро надоедает, вызывает охранительное торможение.
Слуховые ощущения: учитывается совокупность звучания звукопроизводящих игрушек. В групповом помещении не должны находиться предметы, игрушки, раздражающие слух, неприятные по звучанию. Слуховые воздействия (звуки) тоже должны быть эстетичными. Следует отметить, что при организации среды мы предусматриваем аудиотехнику с комплектом дисков с музыкальными произведениями. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения, и даже для лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.
Тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления объектов предметно-развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.
Анализируя вышесказанное, можно утверждать, что эстетическое оформление группы позволяет упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических.
Поскольку непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, необходимо повышение квалификации педагогов в данном направлении. Для этой цели разрабатывается план методической работы с кадрами по повышению их профессиональной компетентности в области инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ. При этом используются методы, стимулирующие активность самих педагогов.