Разработал: музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР-д/с №17 Ларионова О.Ф.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к народному творчеству, старинным праздникам, в которых люди оставили самое ценное из собственных культурных достижений.

Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений.

Обогащая музыкальный опыт детей, мы беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы, исполняем песни на наших праздниках и развлечениях. Излюбленной же темой детей стали народные обрядовые праздники. Приобщаясь к ним, дети получали возможность познавать характерные особенности жизни и традиции нашего народа, как основы основ духовности и нравственности.

К праздникам Масленицы, к Яблочному Спасу мы с детьми разучиваем народные песни, пляски, хороводы и игры. Дети с удовольствием поют заклички, в хороводах славят солнышко, в играх обращаются к силам природы.

Так, при подготовке к этому занятию, мы беседовали о традициях празднования православной Пасхи, прослушивали пьесы П.И.Чайковского «В церкви», «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки», звучание церковных колоколов. Так в пьесе П.И.Чайковского «В церкви» из фортепианного цикла «Детский альбом» музыка создает настроение покоя, умиротворения. Заключительная часть «Картинок с выставки» М.П.Мусоргского «Богатырские ворота» вызывает совсем другие чувства. Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. Открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы! Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов.

           Большой интерес детей вызвало прослушивание колокольных звонов. Перед прослушиванием я рассказала о том, что на Руси колокола появились очень  давно, литейщики отливают колокола из бронзы, а чеканщики украшают их красивыми узорами. Колокол совсем как человек, рождается, набирает силу, и только к трём годам у него появляется голос. Это то, что называется малиновый звон.

 В народе колокола пользовались любовью и уважением. У каждого из них есть имя. О них слагались легенды и сказания. От места  отлива колокола  до колокольни его несли на руках.

        В мягком колокольном звоне много обертона, то есть ультразвука. Его целительным свойствам нашли научное подтверждение еще в 80-х годах прошлого века. Тогда были проведены эксперименты по действию звуков волны колокола на живые организмы. Бактерии погибали в течение нескольких секунд.

       Существует и своеобразная азбука звона. Так, один звон в большой колокол – это сигнал идти на сбор или службу. Он может продолжаться целый час и объединять несколько населенных пунктов. Трезвон во все колокола – быстрый, радостный – символ божественной литургии. На Пасху всегда приглашают подниматься на колокольню всех желающих, чтобы послушать звонаря (в этом году это с 12 по 19 апреля).

       С древнейших времен колоколам приписывали великую силу. Звук, подобно благой вести оповещал  о начале праздника, народном сборе или богослужении. Услышав богатый бархатный звон, где бы ни находились люди: на поле, дома или в дороге, они останавливались, устремляли взгляд в небо и молились. Строили звонницы всегда на возвышенностях, чтобы звук распространялся на километры вокруг.

Давайте послушаем колокольный перезвон…

А теперь на этой возвышенной ноте начнем просмотр нашего занятия.

Подготовил