Специфика общественного воспитания обусловлена тем, что в течение продолжительного периода и большую часть дня (более 70% времени) дети проводят в дошкольном образовательном учреждении. Растущий и развивающийся организм ребёнка очень чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных факторов окружающей среды. Поэтому оздоровительная работа и закаливающиеся мероприятия в летний период являются важной частью системы оздоровительно-профилактических мероприятий с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. Успешное проведение летней оздоровительной работы во многом определяется комплексным подходом к планированию, организации.
Проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми в летний период регламентируют нормативные документы:
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Приказ от16. 07.02 Минобразования России № 2715, Минздрава России № 227, Госкомспорта России № 166, Российской академии образования № 19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
- Приказ Минздрава России от 04.04.03 № 139 «Об утверждении инструкций по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» (вместе с «рекомендуемым перечнем оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Инструкция по организации охраны и здоровья детей в детских садах и на детских площадках.
При планировании оздоровительной работы в ДОУ мы придерживались следующих принципов:
- комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
- непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий; преимущественное использование не медикаментозных средств оздоровления;
- использование простых и доступных технологий;
- формирование положительной мотивации у детей, медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
- интеграция программы профилактики в семью;
- повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счёт соблюдения в ДОУ санитарных правил и нормативов, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.
Методы и формы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий мы подбирали с учётом состояния здоровья детей, кадрового состава, педагогических возможностей воспитателей и специалистов. Оздоровительная работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление ухудшенного за учебный год функционального состояния организма ребёнка.
Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который в летний период строится с учётом возрастного состава детей, состояния их здоровья и климатических особенностей местности.
Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривали максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. В наиболее жаркие дни мы не допускали, чтобы длительное время дети находились под воздействием прямых солнечных лучей. Деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, занятия физической культурой, экскурсии, труд), проводились в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после её спада).
Профилактические, закаливающие и оздоровительные мероприятия в летне-оздоровительный период в ДОУ проводилась согласно утвержденному заведующей комплексному плану.
В МАДОУ ЦРР- д/с:
- был разработан план мероприятий на летне-оздоровительный период, который был утвержден на итоговом педагогическом совете в мае 2014г. (план прилагается)
- МАДОУ ЦРР-д/с был переведён на летний распорядок работы;
- было проведено производственное совещание по организации и содержанию работы с детьми в летний период;
- был проведен инструктаж с сотрудниками учреждения по организации охраны жизни и здоровья детей, значении и особенностях летней оздоровительной работы; предупреждению детского травматизма, ДТП; безопасности.
Календарное планирование осуществлялось в соответствии с методическими рекомендациями «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период».
Использовались разнообразные формы оздоровительных мероприятий в летний период.
Ежедневно перед завтраком на свежем воздухе проводились утренние гимнастики, включающие простые гимнастические упражнения с обязательным введением дыхательных упражнений:
- с предметами и без предметов;
- на формирование правильной осанки;
- на формирование свода стопы;
- имитационного характера;
- с простейшими тренажёрами (гимнастические мячи, гантели)
Три раза в неделю проводились физкультурные занятия. Организация занятий исключала возможность перегрузки детей, не допускала их переутомления и нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма. Педагоги использовали разные виды занятий: традиционное, тренировочное, сюжетное (игровое). Использовались организованные формы занятий с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии.
В течение летне-оздоровительного периода были проведены физкультурные праздники:
• «Малые Олимпийские игры» (спортивный праздник, сдача контрольных нормативов).
• «Весёлый мяч!» (спортивное развлечение)
• «Спорт, здоровье, сила, радость» (музыкально-спортивный праздник)
• «Праздник Нептуна»
Музыкальные развлечения (праздники):
• «День защиты детей» (массовый праздник)
• Календарные праздники:
«Васильковый новый день»
«Праздник полевых цветов»
«Петров день Сенокос»
«Преображение»
• Концерт детской самодеятельности
• «Кубанская ярмарка» (музыкальное развлечение)
• «Правила дорожного движения» (развлечение)
Театрализованные (мероприятия):
• Кукольный театр «Теремок»
• Празднование дней рождения детей, летние забавы, хороводные игры
Праздники и развлечения способствовали закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями.
Оздоровление детей осуществлялось также за счёт осуществления различных видов закаливания в течение дня (воздушные, солнечные ванны, закаливание водой, босохождение);
Ежедневного включения в меню свежих овощей, фруктов, соков.
Особое место в режиме дня занимала индивидуальная работа. Она проводилась с отдельными детьми, а также с подгруппами с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям. Индивидуальная работа предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал на занятиях, имеющим нарушения в развитии. Содействует укреплению здоровья и улучшению физического развития ослабленных детей.
Была проведена большая профилактическая работа:
1. Ст. медсестра Климова С.Н. провела собеседование с воспитателями о правильной организации закаливающих процедур, по оказанию первой помощи.
2. Ст. медсестрой были проведены беседы с родителями на темы:
«Профилактика солнечного теплового удара», «Как организовать летний отдых».
3. Ст. медсестрой были оформлены санитарные бюллетени:
«Кишечная инфекция», «Клещевой энцефалит», «Профилактика глазного травматизма», «Овощи, фрукты. Витамины».
4. Регулярно проводились беседы с детьми:
«Болезни грязных рук», «Ядовитые растения и грибы», «Как уберечься от пагубного воздействия солнца», «Лекарственные растения на грядке», «Наш друг светофор», «Закаляйся, если хочешь быть здоров!», «Правила поведения дома и на улице».
Важное значение имеет организация совместной деятельности МБДОУ ЦРР-д/с и семьи.
Родители были ознакомлены с планом летне-оздоровительной работой в ДОУ.
В группах, на участках были оформлены родительские уголки, где родителей знакомили с режимом дня. Давались рекомендации по экологическому воспитанию, познавательному развитию дошкольников.
Ст. медсестрой оформлен «Уголок здоровья для родителей», где давались рекомендации по профилактике солнечного теплового удара; профилактике кишечных инфекций; по организации закаливающих процедур дома.
Регулярно проводились консультации специалистов, воспитателей для родителей:
- «Адаптация детей к условиям детского сада»;
- «Как организовать летний отдых ребёнка»;
- «Чтобы не случилось беды».
Для оценки эффективности оздоровительной работы в летний период разработан план медико-педагогического контроля.
В июне был проведен смотр-конкурс групп и участков по подготовке к летне-оздоровительному периоду.
Ежемесячно проводились проверки:
- утреннего приёма детей (гимнастика на воздухе, прогулки).
- проведение закаливания;
- проведение физкультурных праздников и развлечений, «Дней здоровья»;
- организации питания (документация, перспективное меню, витаминизация, контроль калорийности пищи);
- выполнения инструкций сотрудниками учреждения.
Анализируя итоги летне-оздоровительной работы, педагогический коллектив считает необходимым активизировать работу по следующим направлениям:
- педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период;
- организация деятельности детей, направленной на всестороннее развитие, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.