Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя свое воображение,
реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Следует помнить, что все виды изобразительной деятельности объединяет образное отражение окружающей действительности.
К методам воздействия педагога, стимулирующим детей к творчеству, прежде всего, относятся наглядные, словесные, а также практические методы.
К словесным методам относятся беседы, которые помогают воспитателю обратить внимание детей на главное, научить ребят эмоционально воспринимать художественные образы. С этой целью также используется поэтическое слово, так как в нём иными художественными средствами переданы настроение, характер персонажа, явления природы. У детей необходимо формировать представление о различном подходе в передаче образа и поэтому желательно, во время беседы, рассматривать разные варианты изображения. Целесообразно перед проведением бесед устраивать в группе небольшие экспозиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики, декоративно - прикладного искусства. Устраивать также тематические выставки, итоговые беседы и итоговые выставки.
Также способствует развитию творчества детей наглядный метод наблюдения. Во время наблюдений в природе у детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что цвета в природе различны - не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков. В последствие, дети используют эти оттенки в своих рисунках. Воспитатель формирует у детей умение видеть, как изменяется форма, величина предмета в зависимости от освещения (так, например, вечером кажется всё более тёмным, днём, наоборот, ярким, красочным, предмет хорошо виден); анализирует с детьми предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертания.
Следующим наглядным методом воздействия, способствующим развитию творчества у детей, являются различные экскурсии:
- на природу;
- в музеи;
- елевые прогулки,
а также организация праздников, развлечений, просмотр диафильмов, прослушивание музыки. Использование музыки необходимо на творческих занятиях, она способствует развитию воображения ребенка.
К группе практических методов воздействия педагога, стимулирующих детей к творчеству относится метод творческого задания.
Содержанием таких заданий могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих заданиях детей ставят в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию новизны.
Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. В заданиях творческого характера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка.
При изображении природы воспитатель учит детей использовать разные цвета. Всё это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии.
Условиями, необходимыми для развития творчества детей, является:
- работа с разнообразными изо-материалами (гуашью, цветными карандашами, мелками; восковыми мелками, углём, сангиной и т. д.),
- знакомство ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования.
Одним из практических методов воздействия педагога, развивающих у детей творчество, является обучение детей изображению предметов различными способами, например, рисование травки штрихом, мазком, примакиванием, набрызгом и т.д.
Ну и конечно метод использования педагогом сюрпризного момента, игровой ситуации, создает мотивацию, вызывает желание у детей создать творческий образ.