Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Сказав зачастую, родители негативную установку:
-
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…", подумайте о последствиях (замкнутость, подчиняемость, угодливость, отчужденность) и вовремя исправьтесь "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
-
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!" подумайте о последствиях (сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание) и вовремя исправьтесь "Поплачь, будет легче…".
-
"Не твоего ума дело!", подумайте о последствиях (низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость) и вовремя исправьтесь "А ты как думаешь?".
-
"Ты совсем, как твой папа (мама)…", подумайте о последствиях (трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство), и вовремя исправьтесь "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
-
"Не кричи так, оглохнешь!", подумайте о последствиях (скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение), и вовремя исправьтесь "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
-
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!", подумайте о последствиях (чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей), и вовремя исправьтесь "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
-
"Уйди с глаз моих, встань в угол!", подумайте о последствиях (нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность) и вовремя исправьтесь "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!".
-
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!", подумайте о последствиях (отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности), и вовремя исправьтесь "Держи себя в руках, уважай людей!".
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
-
Я сейчас занят(а)…
-
Посмотри, что ты натворил!!!
-
Как всегда неправильно!
-
Когда же ты научишься!
-
Сколько раз тебе можно повторять!
-
Ты сведёшь меня с ума!
-
Что бы ты без меня делал!
-
Вечно ты во всё лезешь!
-
Уйди от меня!
-
Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
-
Ты самый любимый!
-
Ты очень многое можешь!
-
Что бы мы без тебя делали?!
-
Иди ко мне!
-
Садись с нами…!
-
Я помогу тебе…
-
Я радуюсь твоим успехам!
-
Что бы не случилось, наш дом - наша крепость.
-
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок - не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими.
Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!