Составил: учитель-логопед
МАДОУ ЦРР — Д/с №17
Добрина Е.В.

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду. В процессе её реализации ребёнок должен овладеть знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему адаптироваться в школьном коллективе.
Ведущим методом программы является метод практических заданий, содержащих наиболее эффективные приёмы обучения основам грамоты и чтения дошкольников. Их успешное выполнение позволит будущим первоклассникам не только накопить определенный багаж языковых знаний, умений и навыков, но и избежать появления возможных нарушений чтения и письма при обучении в школе. Игровой характер заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв, и сделает этот процесс интересным и увлекательным.
В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребёнка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребёнок будет учиться не только слушать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие), соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова печатными буквами, но и логически мыслить; у него разовьётся речь, зрительное восприятие, внимание, он приобретёт графические навыки.
В процессе обучения анализу у детей формируется представление о соотношении между звуками и буквами: ведь чтобы запомнить букву, необходимо знать , какой звук она обозначает, а для этого, в свою очередь, нужно слышать, как он звучит, иначе не вырабатывается необходимая связь между звуком и буквой.
Предложенная система занимательных упражнений представлена в виде карточек-заданий (рабочих листков). С ними легко и удобно работать. Весь материал имеет занимательный для ребёнка характер и легко доступен восприятию дошкольника — максимум наглядности, минимум текста. В основе упражнений по обучению осознанному анализу и синтезу звукового состава слова тщательно подобранные предметные картинки помогают ребёнку удерживать в памяти анализируемое слово. Под картинкой даётся схема этого слова, отражающая его звуковой состав, где количество кружков соответствует количеству звуков.
Предложенные методические разработки базируются на использовании игры, а также интеграции нескольких образовательных областей («Коммуникации», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физическое развитие», «Здоровье», «Социализация»), что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребёнка естественно, как бы само собой. Программа построена таким образом , чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый познавательный интерес.

Категория
Родителям